Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Айкидо - это исследование (изучение) основополагающих принципов

 Лично мне кажется, что айкидо - это вид сюгё. Разумеется, в айкидо есть физическая тренировка, благодаря которой мы становимся сильнее. Но помимо этого, как я думаю, начиная изучать айкидо, человек приступает к духовной тренировке, которая будет длиться всю жизнь. Соответственно, в айкидо имеются методы тренировки, которые подходят для каждого отдельного человека, но при этом приобретение физической силы совсем не обязательно является главной целью этой тре­нировки. По этой причине я думаю, что такие вещи, как споры по поводу физической силы, имеют какой-либо смысл в айкидо. Но если мы все-таки рассматривает айкидо как боевое искусст­во, то одну вещь я могу сказать совершенно определенно: ай­кидо полагается не на силу или что-то еще, а на определенные фундаментальные принципы. И если вы будете соблюдать эти принципы айкидо, то сможете защитить себя.

В результате тренировки в айкидо вы не приобретете рук, толстенных словно балки, не приобретете тела, подобного панцирю, который может выдержать любой удар. Но если ваши движения, если ваше использование силы будет соответство­вать фундаментальным принципам айкидо, вы сможете контро­лировать противника, который будет сильнее вас.

Именно благодаря моим занятиям айкидо я смог прожить такую долгую жизнь. Я пережил бурю второй мировой войны, сталкивался с тяжелейшими ситуациями, но все-таки каким-то образом смог дожить до этого дня. Я думаю, что это тоже дар моих занятий айкидо. В ряде случаев я смог защитить себя, благодаря фундаментальным принципам, которые открыл для себя в процессе занятий айкидо. Логическая структура техники айкидо, которую мы могли бы назвать его основой, издревле называлась в боевых искусствах «риай». Если вы двигаетесь в соответствии с риай, то вам действительно не обязательно об­ладать большой силой, но при этом вы будете в состоянии кон­тролировать своего противника достаточно надежно. Коротко говоря, можно сказать, что тренировка в айкидо направлена на то, чтобы привести наши тела в согласие с риай.

Однако здесь есть один момент, который очень важно по­нять правильно. Если вы освоили базовые приемы, то это еще не означает, что вы достигли риай или поняли его. В действи­тельности, споры на темы вроде «котэ-гаэси «работает», если выполнять его именно таким образом» или «никадзё причиняет противнику боль, если выполнять его таким образом», хотя, ко­нечно же, всегда и представляют интерес для учеников, на деле совершенно неважны. Разумеется, это определенные навыки, которые ученики должны приобрести в процессе занятий, но судить по ним об эффективности айкидо бессмысленно. Важ­но вовсе не то, как нужно применять каждый прием. Важнее открыть риай, которое существует в приемах. Пока ученик не понял риай, в критической ситуации он не сможет эффективно использовать свою технику и в итоге может сказать что-нибудь вроде следующего: «Противник действовал не так, как действо­вали мои противники на тренировки, и потому моя техника не сработала». В результате у него может создаться впечатление, что айкидо неэффективно. Следовательно, знание отдельных приемов айкидо еще не ведет нас к пониманию сущности ай­кидо. Это понимание приходит только тогда, когда ученик до конца понимает риай.    

Если наши движения согласуются с риай, то наша зависи­мость от конкретных приемов исчезает сама собой. А когда это происходит, для нас становится неважным, какие действия ис­пользует против нас противник, мы все равно будем в состоянии примениться к этим действиям и справиться с ним.

 

Сиода Годзо. «Айкидо сюгё»